Термин итальянского происхождения «graffito», обозначающий процарапанную поверхность, стал применяться с древних времён для обозначения техники нанесения рисунка на основание с двумя или более тонкими цветными слоями. При удалении фрагментов верхнего слоя, становится видным контрастный нижний слой, и за счёт этого проступает изображение. Штукатурка в технике сграффито требует хорошего воображения и кропотливого труда, но полученный результат того стоит. И если раньше таким способом украшали в основном фасады, то сегодня, наряду с барельефом, графическую штукатурку активно применяют в интерьерах.
Сграффито как вариант декоративной штукатурки
Рисунок в технике граффито, или сграффито (оба названия актуальны) очень похож на обычную настенную роспись, но отличается от неё малозаметным рельефом. Его глубина может составлять всего 1 мм, что не позволяет отнести технику к барельефу, но и от росписи он отличается чётким контуром, позволяющим рисунку сохраняться столетиями.
- Большинство древних фресок были выполнены именно в этой технике, что и позволило им дожить до наших дней. Когда-то ими украшали только замки и богатые дома Европы, но и во многих российских городах можно увидеть подобные здания. Правда, похвастать высокой эстетикой они не могут, потому что ни советская тематика, ни тогдашняя архитектура не соответствовали понятиям высокого искусства.
Примечание: Учитывая, что техника сграффито ранее применялась исключительно на фасадах, а химические красители появились только в середине 19 века, изображения чаще всего были двухцветными. Мастера просто брали серую и белую штукатурку, которую наносили друг на друга, и процарапываемый рисунок получал определённый контраст. Как вариант, верхний слой мог окрашиваться поверхностно.
- Итальянцы всегда были признанными мастерами этого дела. Их приглашали работать в другие страны, в результате чего рисунок в технике сграффито распространился и прижился по всей Европе. Главным преимуществом монументальной графики оказалась долговечность — отсюда и укрепляющаяся с годами популярность подобного декора.
- В наше время сграффито, как вариант отделки внешних стен зданий, почти не применяется. По мере развития каркасного строительства, появления всё новых навесных фасадных материалов, в большинстве случаев монтирующихся по системе вентилируемых фасадов, штукатурка для внешней отделки стала использоваться крайне редко — разве что только в малоэтажных зданиях.
- Так и получилось, что столь почитаемый и невероятно красивый вариант декоративного оштукатуривания переместился в дома, и стал одним из способов эксклюзивного интерьерного дизайна. Эта техника позволяет реализовать идеи любой сложности — от орнамента до абстрактной геометрии или художественного изображения.
- Главное, чтобы бюджет, заложенный на отделку дома или квартиры, позволил подобную роскошь. Дорого стоит не только сам рисунок, но и весь интерьер, ведь то и другое должно сочетаться и выполняться в едином стиле — а это всегда затраты.
- Став вариантом интерьерного декора, сграффито получило и новое прочтение. Продвигаться в толщу штукатурки слой за слоем, чтобы получить эффект глубины — занятие довольно трудоёмкое, и чем глубже рельеф, тем больше требуется и времени, и материала.
- Поэтому графическое изображение стали комбинировать с барельефом, процарапывая только один-два слоя, а остальные слои просто добавляя сверху. При хорошем творческом видении и удачно подобранной композиции, результат получается просто великолепным.
Всё о графической штукатурке
Подбор материала для сграффито зависит от того, будет покрытие выполняться на фасаде или в интерьере. Если воспринимать данный вид отделки как фасадный, следует обратиться к традиционным материалам, обеспечивающим защиту внешних стен от атмосферного влияния, и хорошо пропускающим сквозь отделку пар.
- В качестве покрытия используются цветные штукатурки, состоящие из нижнего выравнивающего слоя, и двух и более накрывочных слоёв, по которым процарапывается силуэт изображения или узора.
- Цветные штукатурки изготавливают на основе известкового теста и белого песка в соотношении 1:3, с добавлением органических красителей. Чтобы получить жёлтый цвет, используется охра, для красного мумия, для синего цвета нужен ультрамарин. Среднее количество пигмента составляет 0,3 части от общего количества известкового теста.
- Сами смеси представляют собой обычную известково-песчаную штукатурку с небольшим добавлением цемента, только колерованную пигментом в массе. Как вариант, может применяться терразитовая штукатурка, в составе которой присутствует фракционированная каменная крошка и слюда.
- В интерьерах обычно отделываемая площадь и масштаб изображения меньше, да и рисунок можно рассмотреть с близкого расстояния. Поэтому его исполнение должно быть более тонким, и ни о каком крупном заполнителе в штукатурке речь не идёт. Здесь, наоборот, используют полимерные составы с тонкомолотым наполнителем, за счёт повышенной пластичности позволяющие затрачивать на обработку фрагмента больше времени.
Технология исполнения
Как и любая штукатурка, графическая тоже требует хорошей подготовки поверхности. Основание должно быть зачищено от старых покрытий, пятен ржавчины и масел, избавлено от трещин и сколов. Если стены достаточно ровные и не требуют для выравнивания толстыми слоями, можно обойтись без обрызга, а сразу нанести грунт (это нижний или средний слой штукатурки, не путать с грунтовкой!). Данный слой не выглаживают, а наоборот, делают шероховатым, чтобы последующие накрывочные слои с ним лучше сцеплялись.
Примечание: Если работа ведётся на фасаде, перед нанесением накрывочного слоя базовую стяжку смачивают водой. В интерьерах обычно пользуются грунтовкой типа бетоноконтакт, так как в ней есть минеральный наполнитель (кварцевый песок), благодаря которому и обеспечивается адгезия слоёв.
Нижний накрывочный слой намазывают на выравненное и высушенное основание, хорошо разравнивают и, достигнув толщины 5 мм (последующие слои должны быть более тонкими, всего 1-2 мм), уплотняют. Из-за тонкости верхние слои иногда наносят даже не полутёрком, а кистью (всё зависит от конкретики композиции).
Между слоями делается промежуток в 15-30 минут, чтобы накрывка лишь слегка подсохла, но когда все слои будут нанесены, нужно выдержать 2-3 часа. За это время штукатурка немного затвердеет — и можно приступать непосредственно к выполнению рисунка. Как правило, сначала с помощью трафарета вычерчивается его контур, а потом уже процарапывается остальное.
Инструменты и приспособления
Для работы обычно используют резцы по дереву с разной конфигурацией рабочей части. Одним удобнее подрезать раствор, другим выбирать, третьим — зачищать. Если в распоряжении будет набор резцов, вы сами сможете определиться, чем и как вам удобнее работать. Наряду с резцами нужно иметь и несколько мастихинов (мини-шпателей с г-образной рукояткой), с помощью которых можно и наносить дополнительные слои, и убирать излишки раствора в нужных местах
- Наносить рисунок на стену удобнее всего с помощью трафарета, который можно изготовить из пропитанной олифой плотной бумаги или любого полимерного полотна. На полотне контур изображения накалывается иголкой или булавкой, и тем же способом и через эти же отверстия, контур рисунка можно перенести на штукатурку после того, как к ней будет прикреплён трафарет.
- Если рисунок будет сложный, контур может быть полностью вырезан на трафарете, а когда шаблон будет закреплён на стене, его визуализируют с помощью тампона, наполненного любым сухим пигментом или пудрообразым мелом. Порошок насыпают в марлю, завязывают в узелок и наносят им лёгкие удары по вырезанному на трафарете рисунку.
- Частицы пигмента оседают и прилипают к ещё сырой штукатурке, а после снятия трафарета на ней остаётся чёткий контур. При необходимости, шаблон открепляют и переносят дальше, где снова проделывают ту же операцию. Такой подход очень упрощает работу, если рельеф состоит из циклически повторяющегося орнамента.
Примечание: При многоцветном сграффито можно пользоваться и несколькими шаблонами. В этом случае, прочертив первый контур, сверху закрепляют второй трафарет и наносят дополнительный слой — затем третий, с перекрытием предыдущего. Такой способ подходит для полимерной шпаклёвки, но не годится для гипсовой — она слишком быстро твердеет, и снять трафарет, не нарушив рисунка, не получится.
Процарапывание рисунка
После того, как контур рисунка перенесён на стену, можно приступать непосредственно к его процарапыванию. Делать это можно не позднее 6 часов с момента нанесения штукатурки, так как дальше её уже будет трудно резать, и скорее понадобится зубило.
- Накрывочные слои следует наносить не сразу по всей площади стены, а отдельными захватками. Их размер определяется сложностью рисунка и временем, требующимся на его создание, поэтому рекомендуем сначала сделать пробный фрагмент на куске гипсокартона.
- К контуру рисунка приставляется резец так, чтобы он был обращён к поверхности стены примерно под углом 60 градусов, и прорезается тонкая борозда. Между контурами раствор выбирается мастихином. Глубина выборки варьируется в зависимости от количества слоёв, и должна соответствовать расположению слоя нужного цвета.
- Количество цветных накрывочных слоёв определяется цветовой гаммой выбранного рисунка. Например, вам нужно изобразить на бежевом фоне жёлуди с листьями, где сами жёлуди жёлтые, их чашечки светло-зелёные, а дубовые листья имею тёмно-зелёную окраску.
- Вместе с оттенком фона получается четыре цвета, соответственно, и накрывочных слоёв должно быть столько же. При этом располагаться относительно друг друга они будут так: сначала тёмно-зелёный, затем жёлтый, светло-зелёный и бежевый. То есть, фоновый оттенок должен быть сверху.
- При выполнении рисунка, с глубиной резки вы будете ориентироваться на цвет: режете чашечку — проходите только внешний фоновый слой; режете жёлудь — доходите до третьего от поверхности слоя. Подобная схема позволяет выполнять рисунок в любой последовательности, и не ошибаться с глубиной прорезки слоёв.
Обратите внимание: Мастера советуют начинать выполнение рельефа с самой мелкой детали, или с наиболее глубокого фрагмента рисунка.
- Проще всего выполняется двухцветный вариант, и если вы в этом деле ещё новичок, лучше начинать именно с него. Чтобы придать дополнительную прелесть композиции, верхний (фоновый) слой можно выполнить не гладким, а структурированным в виде имитации камня, кирпича, крокодиловой кожи или любой другой симпатичной фактуры. Ниже представлено несколько хороших примеров подобного дизайна:
Чтобы получился мелкий рельеф, не только верхние накрывочные слои, но и нижний делают максимально тонкими, наносимыми кистью методом покраски жидким цветным известковым раствором. В таком случае, при процарапывании штукатурки получается нежный, практически ажурный рисунок. Излишки раствора вырезают и соскабливают очень аккуратно, чтобы не порвать кромки, после чего вырезанный фрагмент осторожно обметают мягкой кистью.
Заключение
В архитектуре есть ещё и такое понятие, как фреска. Это вариант декоративной многокрасочной штукатурки, в которой, однако, штукатуру, отводится мизерная роль. В данном случае, он всего лишь готовит основание под финишное покрытие, а росписью должен заниматься совсем другой специалист — художник.
Если работа ведётся на фасаде, раствор для слоя грунта замешивается на выдержанном не менее года известковом тесте и песке из белого мрамора. Его наносят на стену и хорошо прикатывают валиками, а последний слой гладко затирают, удаляя кистью выступившие песчинки.
Мастер начинает работу по ещё влажной стяжке, так как на сухой появляется оксид кальция и класть поверх него краски нельзя. Подобную работу можно осуществлять в комплексе со сграффито, чтобы рисунок получил объём. В этом случае, один мастер выполняет графическую работу, а другой художественную часть — хотя есть и такие умельцы, которые всё делают сами.