Штукатурка в технике сграффито, как оформить стены на века

Цветная фреска

Термин итальянского происхождения «graffito», обозначающий процарапанную поверхность, стал применяться с древних времён для обозначения техники нанесения рисунка на основание с двумя или более тонкими цветными слоями. При удалении фрагментов верхнего слоя, становится видным контрастный нижний слой, и за счёт этого проступает изображение. Штукатурка в технике сграффито требует хорошего воображения и кропотливого труда, но полученный результат того стоит. И если раньше таким способом украшали в основном фасады, то сегодня, наряду с барельефом, графическую штукатурку активно применяют в интерьерах.

Графическое оформление
Графическое оформление перехода галереи

Сграффито как вариант декоративной штукатурки

Рисунок в технике граффито, или сграффито (оба названия актуальны) очень похож на обычную настенную роспись, но отличается от неё малозаметным рельефом. Его глубина может составлять всего 1 мм, что не позволяет отнести технику к барельефу, но и от росписи он отличается чётким контуром, позволяющим рисунку сохраняться столетиями.

  • Большинство древних фресок были выполнены именно в этой технике, что и позволило им дожить до наших дней. Когда-то ими украшали только замки и богатые дома Европы, но и во многих российских городах можно увидеть подобные здания. Правда, похвастать высокой эстетикой они не могут, потому что ни советская тематика, ни тогдашняя архитектура не соответствовали понятиям высокого искусства.
сграффито
Традиционное сграффито и образчик советского «искусства»

Примечание: Учитывая, что техника сграффито ранее применялась исключительно на фасадах, а химические красители появились только в середине 19 века, изображения чаще всего были двухцветными. Мастера просто брали серую и белую штукатурку, которую наносили друг на друга, и процарапываемый рисунок получал определённый контраст. Как вариант, верхний слой мог окрашиваться поверхностно.

  • Итальянцы всегда были признанными мастерами этого дела. Их приглашали работать в другие страны, в результате чего рисунок в технике сграффито распространился и прижился по всей Европе. Главным преимуществом монументальной графики оказалась долговечность — отсюда и укрепляющаяся с годами популярность подобного декора.
Старинный дом
Старинный дом в Европе, отделанный фресками сграффито
  • В наше время сграффито, как вариант отделки внешних стен зданий, почти не применяется. По мере развития каркасного строительства, появления всё новых навесных фасадных материалов, в большинстве случаев монтирующихся по системе вентилируемых фасадов, штукатурка для внешней отделки стала использоваться крайне редко — разве что только в малоэтажных зданиях.
  • Так и получилось, что столь почитаемый и невероятно красивый вариант декоративного оштукатуривания переместился в дома, и стал одним из способов эксклюзивного интерьерного дизайна. Эта техника позволяет реализовать идеи любой сложности — от орнамента до абстрактной геометрии или художественного изображения.
  • Главное, чтобы бюджет, заложенный на отделку дома или квартиры, позволил подобную роскошь. Дорого стоит не только сам рисунок, но и весь интерьер, ведь то и другое должно сочетаться и выполняться в едином стиле — а это всегда затраты.
сграффито стиль арт-деко
Стены, оформленные в технике сграффито, стиль арт-деко
графика в стиле лофт
Монументальная графика в стиле лофт
Чёрно-белое сграффито
Чёрно-белое сграффито в интерьере ар-нуво
Цветная фреска
Цветная фреска в спальне, стиль модерн
  • Став вариантом интерьерного декора, сграффито получило и новое прочтение. Продвигаться в толщу штукатурки слой за слоем, чтобы получить эффект глубины — занятие довольно трудоёмкое, и чем глубже рельеф, тем больше требуется и времени, и материала.
  • Поэтому графическое изображение стали комбинировать с барельефом, процарапывая только один-два слоя, а остальные слои просто добавляя сверху. При хорошем творческом видении и удачно подобранной композиции, результат получается просто великолепным.
Сграффито
Сграффито, комбинированное с барельефом

Всё о графической штукатурке

Подбор материала для сграффито зависит от того, будет покрытие выполняться на фасаде или в интерьере. Если воспринимать данный вид отделки как фасадный, следует обратиться к традиционным материалам, обеспечивающим защиту внешних стен от атмосферного влияния, и хорошо пропускающим сквозь отделку пар.

  • В качестве покрытия используются цветные штукатурки, состоящие из нижнего выравнивающего слоя, и двух и более накрывочных слоёв, по которым процарапывается силуэт изображения или узора.
  • Цветные штукатурки изготавливают на основе известкового теста и белого песка в соотношении 1:3, с добавлением органических красителей. Чтобы получить жёлтый цвет, используется охра, для красного мумия, для синего цвета нужен ультрамарин. Среднее количество пигмента составляет 0,3 части от общего количества известкового теста.
Нанесение цветной штукатурки
Нанесение цветной штукатурки
  • Сами смеси представляют собой обычную известково-песчаную штукатурку с небольшим добавлением цемента, только колерованную пигментом в массе. Как вариант, может применяться терразитовая штукатурка, в составе которой присутствует фракционированная каменная крошка и слюда.
  • В интерьерах обычно отделываемая площадь и масштаб изображения меньше, да и рисунок можно рассмотреть с близкого расстояния. Поэтому его исполнение должно быть более тонким, и ни о каком крупном заполнителе в штукатурке речь не идёт. Здесь, наоборот, используют полимерные составы с тонкомолотым наполнителем, за счёт повышенной пластичности позволяющие затрачивать на обработку фрагмента больше времени.
Обработка штукатурки
Обработка пластичного слоя штукатурки внутри помещения

Технология исполнения

Как и любая штукатурка, графическая тоже требует хорошей подготовки поверхности. Основание должно быть зачищено от старых покрытий, пятен ржавчины и масел, избавлено от трещин и сколов. Если стены достаточно ровные и не требуют для выравнивания толстыми слоями, можно обойтись без обрызга, а сразу нанести грунт (это нижний или средний слой штукатурки, не путать с грунтовкой!). Данный слой не выглаживают, а наоборот, делают шероховатым, чтобы последующие накрывочные слои с ним лучше сцеплялись.

Примечание: Если работа ведётся на фасаде, перед нанесением накрывочного слоя базовую стяжку смачивают водой. В интерьерах обычно пользуются грунтовкой типа бетоноконтакт, так как в ней есть минеральный наполнитель (кварцевый песок), благодаря которому и обеспечивается адгезия слоёв.

Нижний накрывочный слой намазывают на выравненное и высушенное основание, хорошо разравнивают и, достигнув толщины 5 мм (последующие слои должны быть более тонкими, всего 1-2 мм), уплотняют. Из-за тонкости верхние слои иногда наносят даже не полутёрком, а кистью (всё зависит от конкретики композиции).

Между слоями делается промежуток в 15-30 минут, чтобы накрывка лишь слегка подсохла, но когда все слои будут нанесены, нужно выдержать 2-3 часа. За это время штукатурка немного затвердеет — и можно приступать непосредственно к выполнению рисунка. Как правило, сначала с помощью трафарета вычерчивается его контур, а потом уже процарапывается остальное.

Инструменты и приспособления

Для работы обычно используют резцы по дереву с разной конфигурацией рабочей части. Одним удобнее подрезать раствор, другим выбирать, третьим — зачищать. Если в распоряжении будет набор резцов, вы сами сможете определиться, чем и как вам удобнее работать. Наряду с резцами нужно иметь и несколько мастихинов (мини-шпателей с г-образной рукояткой), с помощью которых можно и наносить дополнительные слои, и убирать излишки раствора в нужных местах

Резцы по дереву и мастихины
Резцы по дереву и художественные мастихины подходят и для работы со штукатуркой
  • Наносить рисунок на стену удобнее всего с помощью трафарета, который можно изготовить из пропитанной олифой плотной бумаги или любого полимерного полотна. На полотне контур изображения накалывается иголкой или булавкой, и тем же способом и через эти же отверстия, контур рисунка можно перенести на штукатурку после того, как к ней будет прикреплён трафарет.
  • Если рисунок будет сложный, контур может быть полностью вырезан на трафарете, а когда шаблон будет закреплён на стене, его визуализируют с помощью тампона, наполненного любым сухим пигментом или пудрообразым мелом. Порошок насыпают в марлю, завязывают в узелок и наносят им лёгкие удары по вырезанному на трафарете рисунку.
  • Частицы пигмента оседают и прилипают к ещё сырой штукатурке, а после снятия трафарета на ней остаётся чёткий контур. При необходимости, шаблон открепляют и переносят дальше, где снова проделывают ту же операцию. Такой подход очень упрощает работу, если рельеф состоит из циклически повторяющегося орнамента.
Рисунок, перенесённый на стену
Рисунок, перенесённый на стену с помощью контрастной затушёвки отверстий трафарета

Примечание: При многоцветном сграффито можно пользоваться и несколькими шаблонами. В этом случае, прочертив первый контур, сверху закрепляют второй трафарет и наносят дополнительный слой — затем третий, с перекрытием предыдущего. Такой способ подходит для полимерной шпаклёвки, но не годится для гипсовой — она слишком быстро твердеет, и снять трафарет, не нарушив рисунка, не получится.

Процарапывание рисунка

После того, как контур рисунка перенесён на стену, можно приступать непосредственно к его процарапыванию. Делать это можно не позднее 6 часов с момента нанесения штукатурки, так как дальше её уже будет трудно резать, и скорее понадобится зубило.

  • Накрывочные слои следует наносить не сразу по всей площади стены, а отдельными захватками. Их размер определяется сложностью рисунка и временем, требующимся на его создание, поэтому рекомендуем сначала сделать пробный фрагмент на куске гипсокартона.
  • К контуру рисунка приставляется резец так, чтобы он был обращён к поверхности стены примерно под углом 60 градусов, и прорезается тонкая борозда. Между контурами раствор выбирается мастихином. Глубина выборки варьируется в зависимости от количества слоёв, и должна соответствовать расположению слоя нужного цвета.
Процесс работы
Процесс работы мастера
  • Количество цветных накрывочных слоёв определяется цветовой гаммой выбранного рисунка. Например, вам нужно изобразить на бежевом фоне жёлуди с листьями, где сами жёлуди жёлтые, их чашечки светло-зелёные, а дубовые листья имею тёмно-зелёную окраску.
  • Вместе с оттенком фона получается четыре цвета, соответственно, и накрывочных слоёв должно быть столько же. При этом располагаться относительно друг друга они будут так: сначала тёмно-зелёный, затем жёлтый, светло-зелёный и бежевый. То есть, фоновый оттенок должен быть сверху.
  • При выполнении рисунка, с глубиной резки вы будете ориентироваться на цвет: режете чашечку — проходите только внешний фоновый слой; режете жёлудь — доходите до третьего от поверхности слоя. Подобная схема позволяет выполнять рисунок в любой последовательности, и не ошибаться с глубиной прорезки слоёв.

Обратите внимание: Мастера советуют начинать выполнение рельефа с самой мелкой детали, или с наиболее глубокого фрагмента рисунка.

  • Проще всего выполняется двухцветный вариант, и если вы в этом деле ещё новичок, лучше начинать именно с него. Чтобы придать дополнительную прелесть композиции, верхний (фоновый) слой можно выполнить не гладким, а структурированным в виде имитации камня, кирпича, крокодиловой кожи или любой другой симпатичной фактуры. Ниже представлено несколько хороших примеров подобного дизайна:
двухцветное сграффито
Вариант двухцветного сграффито
Графический узор
Графический узор по штукатурке с зернистой фактурой
Имитация кирпичной кладки
Имитация кирпичной кладки по штукатурке в комбинации с чёрно-белым графическим изображением

Чтобы получился мелкий рельеф, не только верхние накрывочные слои, но и нижний делают максимально тонкими, наносимыми кистью методом покраски жидким цветным известковым раствором. В таком случае, при процарапывании штукатурки получается нежный, практически ажурный рисунок. Излишки раствора вырезают и соскабливают очень аккуратно, чтобы не порвать кромки, после чего вырезанный фрагмент осторожно обметают мягкой кистью.

Заключение

В архитектуре есть ещё и такое понятие, как фреска. Это вариант декоративной многокрасочной штукатурки, в которой, однако, штукатуру, отводится мизерная роль. В данном случае, он всего лишь готовит основание под финишное покрытие, а росписью должен заниматься совсем другой специалист — художник.

Сочетание графики и художественной росписи
Сочетание графики и художественной росписи

Если работа ведётся на фасаде, раствор для слоя грунта замешивается на выдержанном не менее года известковом тесте и песке из белого мрамора. Его наносят на стену и хорошо прикатывают валиками, а последний слой гладко затирают, удаляя кистью выступившие песчинки.

Мастер начинает работу по ещё влажной стяжке, так как на сухой появляется оксид кальция и класть поверх него краски нельзя. Подобную работу можно осуществлять в комплексе со сграффито, чтобы рисунок получил объём. В этом случае, один мастер выполняет графическую работу, а другой художественную часть — хотя есть и такие умельцы, которые всё делают сами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

пятнадцать + 8 =