Витражи в интерьере: простое решение для непростого дизайна

Древнее происхождение витража, как разновидности монументального и декоративного изобразительного искусства, только подогревает к нему интерес современного человека. Ничего удивительного в этом нет, ведь по своей выразительности, замысловатой игре тени и света, преломляющегося сквозь стекло, он превосходит любой другой вид архитектурного декора. Когда-то такой декор был чисто оконным, но сегодня наиболее активно используют витражи в интерьере. Какими они бывают, и как именно применяются в дизайне помещений, вы узнаете из представленного здесь материала.

Круглое витражное окно в частном доме

Круглое витражное окно в частном доме

Эволюция витража

Существует множество техник изготовления витражей, которые появлялись по мере того, как развивался технический прогресс. В Древнем Египте кусочки цветных стёкол попросту укладывали на прозрачный лист, скрепляя их свинцовыми перемычками. Долгое время такие витражи изготавливали для соборов и храмов, поэтому сюжеты на стекле чаще имели религиозную тематику.

  • Технология изготовления витражей изменилась только через несколько веков, в эпоху Возрождения. Стекло стали обрабатывать песком (прототип современного пескоструя), а так же выполнять на нём живопись с обжигом. Витраж стал не таким интенсивным по цвету, и всё больше напоминал выполненную на стекле картину.
  • Вплоть до середины XVII века, когда религиозное влияние стало ослабевать, витраж был неотъемлемым элементом архитектуры многих стран. Угасание его популярности продлилось почти двести лет, но во второй половине XIX века к этому виду искусства вновь возник интерес, только уже не в церковной архитектуре, а сначала в общественной, а потом и частной.
  • То был период модерна, ознаменовавший расцвет прикладного искусства. К жизни возвращалось «хорошо забытое старое», художественные функции сочетались с утилитарными. Виражи стали использовать в изготовлении предметов быта, вовлекая прекрасное в обыденную жизнь.

Стеклянные витражи в интерьере, стиль модерн

Стеклянные витражи в интерьере, стиль модерн

Витраж на стене в интерьере, стиль классический

Витраж на стене в интерьере, стиль классический

Готический дизайн интерьера с витражом

Готический дизайн интерьера с витражом

Американская классика с витражным панно

Американская классика с витражным панно

В силу своей дороговизны, витраж во все времена был прерогативой только общественных зданий и аристократических домов. Привлекательная эстетика повлекла за собой рождение новых, более дешёвых технологий, позволяющих имитировать витражное стекло. Это в свою очередь дало возможность расширить сферу применения: оформлять мебельные фасады, зонирующие перегородки, делать потолочные и настольные светильники, экраны для каминов, ширмы и многое другое.

Витражи с подсветкой в интерьере на стене

Витражи с подсветкой в интерьере на стене

Витражная ширма

Витражная ширма

Люстра из витражного стекла

Люстра из витражного стекла

Настольная лампа с многоцветным абажуром

Настольная лампа с многоцветным абажуром

Использование витражей в интерьере: экран для камина

Использование витражей в интерьере: экран для камина

Витражи в интерьере прихожей

Витражи в интерьере прихожей

Со временем появились и другие технологии изготовления стекла. Теперь в нём могут быть разные включения типа металлических нитей или воздушных пузырьков, что даёт интересные визуальные эффекты. Рассмотрим несколько основных технологий, применяемых сегодня для создания витража.

Виды современных витражей

Та технология, что пришла к нам из древности, применяется и сегодня, имея статус классической. Только теперь кроме свинцовых прутков для обрамления разных по форме стёкол применяют ещё и медные или латунные профили.

Каркас придаёт конструкции прочность, но при этом достаточно много весит. А это делает такой витраж ограниченным в применении, его невозможно, к примеру, установить в подвесной потолок, и уж тем более на дверное полотно, где кроме веса воздействуют ещё и динамические нагрузки. Так что применение таких витражей тоже классическое – в оконных проёмах.

В интерьерах используются другие виды витражного стекла, некоторые из которых мы представили в таблице:

Разновидность витража

Конструктивные особенности

Тиффани

Тиффани

Эту технику создания витража придумал в конце 19 века американский дизайнер Луис Тиффани. Заключается она в том, что вырезанные по эскизу стёкла оборачивают по периметру медной фольгой, складывают в изображение, после чего производят пайку.

Витраж Тиффани не уступает по прочности классическому, но весит намного меньше. Данная технология позволяет использовать стёкла очень маленького формата, что значительно повышает эстетику витража и позволяет создавать объёмные предметы (абажуры, плафоны, вазы).

Такое стекло очень эффектно смотрится в просвете, и применяется для установки не только в окна, но и в двери, ниши и перегородки.

Двери с витражами в интерьере – плёночная

технология

Двери с витражами в интерьере – плёночная технология

 

Плёночной эту технология называют из-за того, что на прозрачную основу приклеиваются не кусочки стекла, а фрагменты цветной плёнки. Она может быть гладкой или фактурной, однотонной или многоцветной, полупрозрачной и светопроницаемой.

·          Из плёнки так же вырезаются кусочки, наклеиваются на основу в соответствии с рисунком, а торцы с обеих сторон закрываются специальной узкой лентой-самоклейкой, имитирующей по цвету медную или оловянную пайку.

·          Фактически, это имитация витража Тиффани, которая благодаря низкой цене нашла применение в изготовлении мебели и дверей. Именно такие витражи и устанавливают в нишах, фальш-окнах, дверных полотнах.

·          Такие конструкции разнообразны по цветовой гамме и недороги, но боятся механических повреждений и повышенных температур. Поэтому плёночные витражи с подсветкой в интерьере не устанавливают.

Заливной (контурный) витраж в интерьере — фото

Заливной (контурный) витраж в интерьере - фото

 

И снова имитация Тиффани. Эта технология предусматривает не наклеивание кусочков стёкол или плёнки, а представляет собой интересную технику нанесения рисунка. Сначала жидким полимером наносится контрастный по цвету контур изображения, который может быть как чёрным или белым, так и золотым или прозрачным.

Когда полимер затвердеет, пустое пространство внутри контура заливают цветными светонепроницаемыми или прозрачными лаками. Далее витраж подвергается обжигу при высокой температуре. При этом краски спекаются со стеклом, становятся устойчивыми к выгоранию.

Смотрится такой витраж весьма интересно и не имеет никаких ограничений по применению. Цена зависит от сложности рисунка и примерно соответствует стоимости плёночного витража.

Примечание: Есть похожая технология изготовления расписных витражей. Только здесь рисунок наносится силикатной краской  художником, после чего стекло так же отправляется в печь на обжиг.

Витраж, выполненный в технике фьюзинг

Витраж, выполненный в технике фьюзинг

 

 

Эта технология тоже предусматривает спекание прозрачного стекла, только не с красками, а с наложенными на него кусочками цветного и утолщённого стекла или бусин. При этом витраж может быть как гладким, так и приобрести рельеф. Расплавившись, цветные стёкла могут оставаться в заданном контуре или плавно перетекать границы рисунка, делая их как бы размытыми.

Таким образом, можно получать любое изображение без использования металлических профилей. При этом стекло является монолитным – а значит, и более прочным. Часто применяется для изготовления интерьерных панно, обрамления зеркал, декорирования дверей шкафов-купе и фальш-окон.

 

Фацетный витраж в интерьере квартиры

Фацетный витраж в интерьере квартиры

Фацетом называется декоративный скос по краю стекла, когда с него для преломления света снимается фаска. Чем она шире, тем лучше эффект, и тем толще должно быть стекло. Огранённые фрагменты, из которых составляется витраж, называют бевелсами.

Так как стекло при этой технологии берётся утолщённое, оно имеет значительную массу. Поэтому для скрепления фрагментов здесь так же применяется латунный профиль (он играет роль оправы), и к тому же соединения усиливаются клеем.

Витраж получается очень прочным и может использоваться где угодно, даже на дверных полотнах. Не используют его только в подвесных потолках. Цена достаточно высокая, не намного меньше, чем у Тиффани, и в основном зависит от сложности рисунка.

Потолочные витражи в интерьере: фото со стеклом, обработанным пескоструем

Потолочные витражи в интерьере: фото со стеклом, обработанным пескоструем

Сегодня очень востребована технология холодной обработки стекла пескоструйным аппаратом. Он распыляет абразив под высоким давлением, в результате верхний слой разрушается, обнажается шероховатая поверхность.

Наиболее эффектно такой рисунок смотрится на зеркале и матовом стекле. Его часто используют для изготовления элементов подвесных потолков, межкомнатных и мебельных дверей, кухонных фартуков и даже столешниц. Для достижения наибольшего эстетического эффекта, в торцы витража нередко вставляют светодиоды.

Существуют и другие техники создания витражей, но те, о которых рассказано в таблице, являются основными.

Стилистика витража

Витраж, конечно, вещь красивая, но его применение должно быть как-то увязано со стилистикой интерьера. Именно с его помощью можно подчеркнуть замысел, расставить акценты, для чего нужно грамотно подобрать как цветовую гамму, так и сюжет. Выделим несколько основных категорий, по которым их можно классифицировать.

  • Классика подразумевает симметрию – будь то цветочный сюжет или геометрический узор. Стёкла могут быть тёмными либо иметь пастельные оттенки и отлично смотрятся не столько в окнах, так как ухудшают инсоляцию помещений, сколько в дверях (в том числе и входных), а так же в нишах, перегородках и подвесных потолках.

Тандем дерева и стекла: потолочный витраж в дизайне интерьера

Тандем дерева и стекла: потолочный витраж в дизайне интерьера

  • Применение готического стиля подразумевает, прежде всего, дом, спроектированный в соответствии с его концепциями. В частности, отличительной особенностью являются узкие и высокие окна стрельчатой формы. Именно в такие окна и вставляли в древности витражные стёкла. Если на них и есть изображение, то тематика в основном религиозная, или же изображающая рыцарей, королей, мифологических чудовищ. Цветовая гамма сочная, с применением алых, фиолетовых, синих и золотых оттенков.

Оконные витражи в современном интерьере — стиль готический

Оконные витражи в современном интерьере - стиль готический

  • В эпоху модерна витраж получил вторую жизнь и новую эстетику. Основная идея этого стиля заключается в превознесении формы над содержанием. Здесь царствуют замысловатые линии, утончённость и изысканность. Основная тема морская, поэтому все линии повторяют плавные изгибы морской волны или раковины. Это касается не только рисунка на стекле, но и самого витража.

Витраж в стиле модерн

Витраж в стиле модерн

Типичный сюжет для модерна

Типичный сюжет для модерна

Витражи перегородки в интерьере

Витражи перегородки в интерьере

  • Выполненный в стиле модерн витраж впишется и во многие другие стили – например, хай-тек, авангард. Он наименее требователен к интерьеру и фактически «приспосабливается» к обстановке, плавностью линий и силой цвета подчиняя её себе. Такие витражи лучше всего смотрятся в нишах с подсветкой, в зонирующих перегородках и арках.
  • Наиболее востребованной сегодня, пожалуй, является абстракция, в основе которой так же существует гармония цвета и формы. Между собой обычно компонуются несколько разноцветных геометрических фигур — и, казалось бы, ничего сложного в этом нет. Тем не менее, такая импровизация требует от художника таланта, потому что именно сочетание красок и форм здесь и несёт эмоциональный заряд. А популярность такого витража заключается в том, что он подойдёт для любого современного интерьера.

Абстракция

Абстракция

  • Авангард подразумевает отказ от классических технологий изготовления витража в пользу современных. Его сюжет может быть тривиальным, выполненным в классической или, к примеру, античной стилистике, или та же абстракция, но в создании панно должны проявляться новаторские идеи. Например, узор выжигается кислотой или гравировкой, а детали соединяют не металлом, а пластиком. Для достижения эстетического эффекта здесь используют геометрические рисунки в формате 3D, сочетание шероховатых и глянцевых поверхностей, переливающихся или градиентных красок.

Авангард

Авангард

Лучшее место для витража

Оставим окна, особенно квартирные, в покое, и подумаем, где лучше всего установить витраж в интерьере той или иной комнаты.

Прихожая, коридор

Начнём с прихожей, так как именно она является визитной карточкой нашего дома. Здесь вариантов несколько: подвесной потолок, входная дверь, межкомнатные двери, шкаф для верхней одежды. Кстати, шкафы купе с витражами стали весьма популярны, и чаще всего в них устанавливается стекло или зеркало с пескоструйным рисунком.

Портал с витражом

Портал с витражом

Витраж на дверцах шкафа-купе

Витраж на дверцах шкафа-купе

Гипсокартонные простенки с витражами, отделяющие прихожую от комнат

Гипсокартонные простенки с витражами, отделяющие прихожую от комнат

Люстра из витражного стекла

Люстра из витражного стекла

В коридорах, в которых крайне редко бывают окна, лучше всего витраж будет смотреться  вмонтированным в потолок, либо в виде накладных светильников.

Кухня

На кухне витражные стёкла могут быть установлены не только в мебельные дверцы. В частных домах, они могут монтироваться в перегородку, отделяющую кухню от гостиной или столовой. Как вариант, на стену, вдоль которой проходят коммуникации, устанавливают фальш-стенку с проёмом в виде окошка. Туда очень удобно внедрять подсветку, поэтому имитация окна будет иметь не только эстетическое, но и практическое значение.

Витражные окошки в классической кухне

Витражные окошки в классической кухне

Витражи в интерьере кухни

Витражи в интерьере кухни

Витражи в дверцах кухонных шкафов

Витражи в дверцах кухонных шкафов

Примечание: В кухонный потолок витражи лучше не встраивать, так как на нём может оседать копоть и жир, а отмывать на высоте трудно.

Ванная

В санузлах частных домов нередко предусматривается окно — причём не маленькое вверху стены, а полноразмерное, да ещё и ванна устанавливается прямо перед проёмом. Естественно, сразу же возникает вопрос о таком остеклении, которое позволило бы обойтись без постоянного использования жалюзи или штор. Витраж в данной ситуации является лучшим решением, которое и решит задачу приватности, и украсит интерьер.

Витраж на окне ванной – идеальное решение

Витраж на окне ванной – идеальное решение

Примечание: В санузлах без окон с помощью витража можно решить вопрос основного освещения, соорудив фальшь-стену с остеклённым окошком, и разместив во внутреннем пространстве лампы.

Гостиная

В главном и самом большом помещении в доме витражи можно использовать как угодно, за исключением мебели. Разве что, это будет большой зонирующий шкаф, отделяющий гостевую зону от спальни, если это студия. А вообще, самый лучший способ сделать так, чтобы витраж был хорош виден и хорошо освещён – это установить его в подвесной потолок.

Витраж в потолке гостиной

Витраж в потолке гостиной

Спальня

Спальня – это единственная комната, для которой дневной свет практически не играет роли. Поэтому окно можно смело затемнять, установив в него витражное стекло. Проблема только в том, что со стороны фасада, если это не продумано в процессе разработки проекта, такое решение красиво смотреться не будет.

Уж лучше рассмотреть вариант с фальш-окном, а если для него нет места на стене, можно обратить внимание на потолок. Такая конструкция, как на фото снизу, устанавливается в изголовье кровати, служит ночником и прекрасным украшением интерьера.

Витраж для спальни

Витраж для спальни

Заключение

Как видно из приведённого материала, витражи являются весьма функциональным элементом интерьера. Они компактизируют пространство, отделяют зоны помещения, оттеняют и подсвечивают декор. Вариантов их использования множество и при желании всегда можно подобрать единственно правильный вариант. Особенно практичны витражные перегородки, которые не только делят пространство, но и гармонично его объединяют.

Потолочная ниша с витражом

Потолочная ниша с витражом

И, конечно же, потолок — особенно когда он не остеклён по всей площади, а представляет собой фигурные вставки в гипсокартон или дерево. При этом самое ценное свойство такого дизайна заключается в возможности устроить основное освещение без навешивания обязательной центральной люстры, ведь этот аксессуар далеко не всегда хорошо вписывается в интерьер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

девять − три =

Adblock
detector